EN14-001ИННОВАЦИОННЫЙ ТРАМВАЙ R1

Стопроцентно низкопольный
трехсекционный трамвай нового поколения
производства корпорации «Уралвагонзавод»

1/38

Архитектурная среда современного мегаполиса постоянно меняется. При этом трамвай не успевает соответствовать темпам развития. Технически и эстетически устаревшие составы препятствуют созданию комфортной и современной городской среды. В этом контексте загруженность магистралей лишь одна из проблем, требующих незамедлительного решения.

Задача

Перед нами встала задача по разработке прототипа низкопольного трамвая для крупных российских городов. После того как проект был принят в работу, оценив реальные сроки его реализации, мы поняли, что сможем презентовать прототип R1 в 2014 году на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ».

Концепция

В основе дизайна R1 лежит особый подход к позиционированию трамвая в городском ландшафте. Будучи средством передвижения, он в то же время является важной частью архитектурного облика города. Эта концептуальная установка позволила дизайнерам вывести формулу «vehicle + architecture = vehitecture». Синтетический термин vehitecture лучше всего отражает новое междисциплинарное пространство транспортного машиностроения и архитектуры, в котором создавалась концепция R1.

1/4

Производство

Главный принцип ОКБ «Атом» заключается в том, что в каждом проекте специалисты бюро курируют все этапы производства в целях минимизации отличий серии от прототипа. Обычно концепт создается без учета большого количества технических параметров и существенно отличается от конечного результата.

В процессе создания R1 мы изо дня в день присутствовали на производственной площадке «Уралтрансмаша», консультируя сотрудников и отслеживая процесс работы. В итоге непосредственное сотрудничество дизайнеров с инженерами и рабочими позволило сократить отличия действующей модели от изначальной концепции до 10%. В мировой практике промышленного дизайна такой показатель достигается впервые.

1/14

Экстерьер

Лейтмотивом в конструировании формы R1 стал черный уральский самоцвет в стальной оправе, зеркальная поверхность которого в буквальном смысле отражает в себе город, становясь его неотъемлемой частью. Мы проанализировали магистральные тренды городского развития и создали транспортное средство, способное еще 10–15 лет сохранять актуальность при самых высоких темпах развития инфраструктуры и архитектуры мегаполисов.

Дизайн большинства современных трамваев предполагает аэродинамические формы, тогда как средняя скорость трамвая в городе в среднем составляет 24 км/ч. В работе над внешним видом R1 использовался принципиально другой подход, в основе которого лежит, прежде всего, безопасность жителей города. Кабина трамвая буквально нависает над дорожным полотном, увеличивая угол обзора водителя. Это позволяет избежать одной из самых распространенных аварийных ситуаций, при которой пешеход попадает в слепую зону водителя, обходя стоящий на остановке трамвай спереди.

Минималистичное визуальное решение подчеркивает функциональность – определяющее качество публичного городского транспорта. Так, симметричная форма позволяет трамваю двигаться без разворота в обоих направлениях. Для реализации этой идеи мы разработали уникальную систему внешнего освещения: фары могут работать в двух режимах подсветки (головная и хвостовая).

С учетом особенностей застройки российских мегаполисов, где все большую актуальность набирает высотное строительство, мы уделили особое внимание дизайну крыши. Трамвай будет обозреваем не только в пешеходном и автомобильном масштабе, но и сверху, поэтому был разработан ряд решений, скрывающих технические детали, располагающиеся на крыше.

1/5
3:47

Интерьер

Мы хотели превратить трамвай в зону отдыха, чтобы сделать передвижение жителей города из дома на работу и обратно максимально комфортным. Поэтому наша основная амбиция в создании интерьера R1 заключалась в том, чтобы создать почти домашний уют.

Основные материалы отделки салона – дерево, металл и сукно – подчеркивают русскую самобытность. Мы специально разработали и установили удобные эргономичные кресла. Еще одно важное функциональное решение – установка антибактериальных поручней с медным оттенком. Акустическая система позволяет включать специально подобранные подкасты легкой инструментальной музыки, энергичной в первой половине дня и успокаивающей вечером. Для создания атмосферы уюта мы использовали специальные светодиодные лампы с ярким теплым светом.

Предполагая вариативность моделей для каждого конкретного города, мы так-же создали несколько уникальных паттернов консоли управления, которые повторяются в рисунке пола. Функциональная составляющая паттерна – акустическая и вентиляционная система.

В дизайне интерьера мы уделили особое внимание порогам, поскольку это первая деталь, на которую обращают внимание пассажиры, входящие в салон.

Дизайн кабины создавался на основании результатов опросов профессиональных водителей трамваев. Это позволило достичь интуитивного, эргономичного управления. На установленный в кабине сенсорный экран выводится изображение с камер внутри салона и внешних видеорегистраторов, заменяющих устаревшую технологию зеркал заднего вида. Панель управления и уникальный дизайн кресла создают образ кокпита космического корабля.

1/21

Инжиниринг

В процессе разработки мы нашли уникальных подрядчиков, с которыми удалось согласовать работу в жестких рамках установленных сроков с сохранением уровня качества. Это позволило нам в 2 раза превзойти мировой рекорд по срокам подготовки прототипа с нуля.

Специалисты бюро разработали сварную силовую конструкцию, на которую были установлены малошумные приводы компании Ultimate, оборудованные датчиками, предотвращающими нежелательное закрывание дверей. Специально разработанные двери не только задают уникальный внешний вид вагона, но и обеспечивают пассажирам максимальную безопасность на входе и выходе.

Трамвайная тележка модели 71409 20 разработана специалистами «Уралтрансмаша», что делает цену более привлекательной по сравнению с западными аналогами. Кроме того, отечественное производство позволяет учитывать специфику российских трамвайных путей. Тележка производства «Уралтрансмаша» менее чувствительна к качеству рельсового полотна и обеспечивает стабильную работу даже на участках с существенными дефектами. Вертикальная и горизонтальная система амортизации позволяет гасить все удары и вибрации от неровных путей, не передавая их при этом на корпус вагона.

Модульная конструкция кузова позволяет менять конфигурацию салона в соответствии с требованиями конкретного города или особенностями отдельного маршрута. С ее помощью можно легко обеспечить необходимую вместимость вагона и высокий уровень комфорта. К примеру, на пути, соединяющем учебный корпус университета с общежитиями число сидячих мест уменьшается в пользу большей вместимости, в то время как для более протяженных маршрутов предполагается большее количество сидячих мест.

R1 задает новые стандарты не только в дизайне, но и в качестве сборки, применении инновационных материалов, а также во внимании к самым мельчайшим деталям. Соединяя в себе принципиально новый подход к промышленному дизайну и интеллектуальному инжинирингу, R1 меняет ваше отношение к самому понятию городского транспорта.

Серийная версия

В настоящий момент инженеры и дизайнеры ОКБ АТОМ адаптируют трамвай к серийному производству

1/13

R1 для Марокко

ОКБ АТОМ разработал специальную семисекционную версиб трамвая R1 Атом для Марокко.

Дизайнеры применили специальный арабский паттерн в интерьере и экстерьере трамвая как один из ключевых элементов концепции. Оттенок покраски экстерьера "медный песок" подобран с учетом климатических и культурных особенностей государства, обеспечивая идеальное слияние трамвая с городской средой.

1/11